
Если бы в нашей жизни не было кризисов, их, вероятно, нужно было придумать. Как показывает наступивший момент, кризис - вовсе не зло, кризис - перезагрузка, в которой каждая компания прокачивает главное умение - принятие нестандартных решений. Время депрессий прошло, наступил период целенаправленного поиска путей использования сложившейся ситуации во благо роста компаний.
Неслучайно компании, занимающиеся коммерческой недвижимостью, активизировали проведение различных форумов, выставок, семинаров, где строители , девелоперы, менеджеры пытаются разобраться в ситуации, делятся опытом и находят новые антикризисные идеи.
Большинство компаний придерживается мнения, что в данной ситуации происходит так называемое переформатирования рынка недвижимости, которое, в конечном итоге, пойдет на пользу всем участникам. Для девелоперов обеих столиц и крупных городов- это время завершения начатых проектов, распределения активов в сторону расширения уже существующих объектов, а не запуска новых идей. Ключевым моментом становится способность управлять как имеющимися объектами недвижимости, так и финансовы портфелем в целом. Что касается новых инвестиций, здесь тоже все неоднозначно. Несмотря на финансовый дефицит, многие банки готовы выдавать кредиты под перспективные проекты по сниженным процентным ставкам, что открывает дополнительные возможности для осуществления ранее замороженных идей. Строительство же новых объектов чаще всего ориентировано на принцип built-to-suit, или конкретный заказ, что существенно снижает риск.
Перераспределение переживает и торговая недвижимость. Здесь наблюдается существенный отход от стрит-ритейла в сторону аренды сравнительно небольших площадей торговых центров. Это объясняется тем,что ритейлеры все чаще стали отказываться от расширения сетей, высвобождая торговые площади обособленных магазинов. В этих условиях пришлось существенно снизить цены арендодателям, поскольку установить приемлемый баланс на рынке оказалось непросто. Но и тут нашелся компромисс: на помощь пришли краткосрочные договоры аренды, когда цена за квадратный метр снижается на три месяца, а дальше арендодатель действует по обстоятельствам. Что касается строительства новых площадей, то инвесторы охотнее вкладываются в возведение мелких микрорайонных ТРК, чем крупных объектов.
В сегменте офисной недвижимости тоже наметились изменения. Чтобы избежать простоев помещений, кроме смягчения условий аренды, владельцы офисных центров стали расширять сферу целевого использования площадей и сдавать бывшие офисы под кафе, сферу услуг и розничную торговлю, что значительно расширило круг арендаторов.
Практически без изменений в кризисное время остался спрос на складскую недвижимость и логистические центры. Многие крупные компании как в центре, так и на периферии не только не снизили финансовые обороты в этой сфере , но и планируют расширяться.
Расширили спектр услуг агентства недвижимости. Кроме покупки-продажи они осуществляют теперь аудит объекта, бенчмаркинг, разработку концепции, брокеридж, управление объектом, стратегию и продвижение объекта, взаимодействие с государственным органами.
Оказывая традиционные услуги, многие агентства недвижимости, подстраиваются под клиента и детально прорабатывают каждый этап своей деятельности, расширяя при этом диапазон действующих платежных схем. По свидетельству многих риелторов такой подход пусть не повышает продажи в одночасье,но все же помогает удерживать стабильный уровень количества заключаемых сделок, что для сложившейся ситуации тоже немаловажно.
Изменились и ожидания инвесторов от агентств недвижимости. Спектр услуг специалиста по коммерческой недвижимости сегодня гораздо шире, чем просто «покупка-продажа». Как рассказала Илона Толстоухова, в компетенции специалиста АН «Новация» сегодня входят: аудит объекта, бенчмаркинг, разработка концепции, брокеридж, управление объектом, стратегия и продвижение объекта, взаимодействие с государственным органами.