Новые формы коммерческой недвижимости

Новые формы коммерческой недвижимости
Новые формы коммерческой недвижимости

Кризис - удивительное время, поскольку заставляет многие умы напрягаться и искать пути и выходы из затруднительных ситуаций. Так появляются новые идеи, передовые направления, современные форматы. К последним относятся интересные решения на рынке коммерческой недвижимости.

Стрит-ритейл

Если до конца быть честным, то данная форма не так уж и нова. Впрочем, следуя поговорке о хорошо забытом старом, можно сказать,что это и есть уже распространенное ноу хау последних лет. Еще до революции вдоль улиц на первых этажах домов располагались трактиры, цирюльни, магазины и другие заведения массовых услуг. В советское время эта традиция, ввиду монополизации государства, была поддержана менее активно: разнообразие заканчивалось в основном парикмахерскими и продуктовыми магазинами. Сегодня на стремительное развитие этого сегмента коммерческой недвижимости повлияла так называемая программа комплексной застройки территорий, которая предполагает строительство жилых домов вместе с объектами инфраструктуры. Поэтому современные девелоперы предусматривают на первых этажах жилых зданий расположение коммерческих помещений для бизнес-услуг населению. Раскупаются и арендуются эти помещения, как горячие пирожки. Обычно еще до сдачи дома жильцам бывает известно, какие предприятия, магазины, клиники и банковские учреждения станут их соседями.

Разумеется, как любая недвижимость, сегмент стрит-ритейла имеет свои категории. Условно он подразделяется на элитный и спальный. Помещения элитной категории, расположенные в историческом центре мегаполиса зачастую имеют небольшой метраж, но довольно высокую арендную стоимость. В них располагаются элитные салоны красоты, дорогие рестораны, фешенебельные бутики… Ассортимент таких заведений невелик и рассчитан на покупателей премиум класса, ценителей уникальности и стиля.

Ко второй категории стрит-ритейла относятся помещения, располагающиеся на оживленных улицах окраин или спальных районов мегаполиса. Они, как правило, гораздо больше по метражу, и ассортимент в них значительно шире и разнообразнее, поскольку рассчитан на массового потребителя и по цене значительно ниже.

Новичку в бизнесе необходимо знать, что выбор помещения стрит-ритейла, дело не простое. Нужно детально проанализировать особенности локации с точки зрения транспортной доступности, степени проходимости, конкурентного окружения и трезво оценить возможности собственного бизнеса.

Лучше всего если этим займется профессионал, которому известны все особенности стрит-ритейла, поэтому лучше всего проконсультироваться у специалиста.

Впрочем, ликвидность, недвижимости стрит-ритейл очень высока, и помещение, не подходящее для одной сферы бизнеса, может оказаться весьма выгодным в другой.

Коворкинг

Этот формат, как и кластер, пришел в Россию с запада, и уже является достаточно востребован и популярным форматом офисной недвижимости и в России. Он объединяет под своей крышей фрилансеров, людей, работающих удаленно: копирайтеров, журналистов, программистов, дизайнеров. Разумеется такие специалисты могли бы работать и дома, но есть ряд причин, по которым они используют отдельные рабочие места, главной из которых является стремление разграничить отдых и работу. При этом коворкинг, как впрочем, и любое помещение деловой сферы должно иметь все необходимое офисное оборудование от технического оснащения до Wi-Fi.

Сроки аренда здесь тоже могут варьироваться от посуточной до почасовой.

Для коворкинга подойдут разновидности недорогой офисной недвижимости, например, лофты, как лофт-проект Этажи в Санкт-Петербурге.

В настоящее время на рынке недвижимости коворкингов не так много. И, как свидетельствуют аналитики, они пользуются большим спросом.

Кластер

Кластер - это размещение на одной территории ряда предприятий, объединенных одной общей единой составляющей идеей. Чаще всего, когда говорят о кластерах, то имеют в виду интеграцию представителей творческого бизнеса - дизайнеров, архитекторов, фотографов. В этом случае ядром будут визуальное творчество - фотография, живопись, дизайнерские проекты, а производственная составляющая в этом случае может быть представлена мастерскими, студиями, специализированными магазинами… В данном концепте к самому термину добавляется префикс арт, указывающий на творческое направление бизнеса.

Так называемый арт-кластер в России появился как результат попытки ревитализации промышленных территорий, когда производственная инфраструктура реализуется под непроизводственные объекты: архитектурные и дизайнерские бюро, шоурумы, выставочные залы и галереи. С расширением сферы сюда подтягиваются книжные магазины, библиотеки, кафе, лектории…

Может сложиться мнение, что идея кластеров стихийно появилась в России после падения экономики 90-х годов, когда огромные промышленные территории стали освобождаться или перепрофилироваться. Например, первым арт-кластером принято считать Монмартр в Париже. Именно здесь в 19 веке располагались различные мастерские,выставочные залы , магазины, где в среде богемы и передовой интеллигенции рождались новые идеи и направления. Идея размещения арт-кластеров на месте бывших промышленных территорий принадлежит европейцам. Берлинский институт современного искусства Kunst-Werke расположился в здании маргаринового завода, и арт-кластер в Лондоне образовался на территории некогда промышленного района Shoreditch, а Стокгольмский арт -квартал Färgfabriken, разместился на месте прядильной фабрики. В Петербурге примером подобного явления может служить Креативное пространство «Ткачи».

Думается, что кластер, как широкое и многопрофильное явление нашей жизни до конца не исчерпал своих возможностей. Экспертами коммерческой недвижимости подмечена тенденция образования деловых кварталов. Когда вокруг ведущей компании селятся более мелкии профильные производства и организации, сюда же пристраиваются жилые кварталы и объекты социальной инфраструктуры, образуя так называемые профессиональные кластеры.

Кроме того, кластер, как новый формат наделен более широким спектром возможностей для арендатороав: он может вместить в себя многоуровневые пространства, мансарды, и даже цокольные этажи. Оптимизировать экономику проекта девелоперу позволит и разнообразные нарезки площадей, в результате чего арендатор сможет выбрать желаемый вариант.

Как будет развиваться формат кластеров на рынке деловой недвижимости, время покажет, но безусловно, в условиях мегаполиса популярность этого направления продолжает расти.

 

Еще статьи